ПРЕССА ОБ АВТОРЕ




1.
RЕSPЕКТ №8
17 - 23.2.1997
  Марек  ШВЕГЛА


НОВЫЕ РУССКИЕ В ЧЕХИИ
Приходят, что бы найти покой


После короткой передышки начинает Чехия снова притягивать граждан России. Достаточно легко коснуться наших двух традиционных центров: в Праге русский можно слышать так же часто как немецкий или английский, а о Карловых Варах говорится как о русском городе. Вовсе не идет разговор о эмиграции бедных до зоны богатства, о чем нам недавно грозили пессимисты. Новая русская эмиграция сильно отличается от иных иммигрантов с Востока и становится в Европе нарицательной. Больше всего медиальное внимание притягивают крайности: кроме быстро разбогатевших скупающих всякую роскошь  - от вил на французской Ривьере до мерседесов в Берлине - это прежде всего мафия. Достаточно было пара лет и известность этой организации - перед этим на старом континенте скоро неизвестной - напомнила Америку двадцатых лет. ФБР, Бундескриминаламт и Скотланд Ярд сообщают, что кроме США, Канады, Великобритании, Германии, Австрии и Швейцарии организованная преступность направляет свою деятельность и в страны висеградской четверки, а наиболее всего их интересует Чехия.
   Русская община в нашей стране такой взгляд на эмиграцию отметает. Говорят, что в Среднею Европу приехали главным образом искать покой и политическую стабильность, а потому угроза  какой-то мафией бессмысленна. Можем верить им или полицейским прогнозам?

Между Западом и Востоком

"Сколько себя помню хотел я быть свободным, путешествовать, поглядеть на Канарские острова" - говорит Владимир Борода (38 лет). Его дорога до Чехии вела через советский лагерь, где в начале восьмидесятых провел шесть лет за печатание и распространение хельсинской Декларации прав человека. По освобождении - уже в перестройку - отказывался от работы на фабрике в качестве подсобного рабочего (что отвечало его квалификации и статусу бывшего заключенного), а потому жил без прописки и не имел возможности получить заграничный паспорт. Жил изготовлением ремесленных изделий из кожи и случайными заработками - от разнорабочего на стройке до бармена. При этом ездил по России. В начале девяностых годов споры с государственными учреждениями о прописке его уже перестали развлекать. Выслал Верховному Совету свой паспорт и письмо, в котором отказался от гражданства, до рюкзака положил пару книг, рукопись своего романа об советском лагере и перешел через границу в Польшу. "Было это легко" - описывает он свой переход. "В девяносто втором с границы между Литвой и Польшей убрали всякое заграждение и достаточно было не попадаться пограничникам на глаза." Через полгода продолжил свой путь до Праги. Какое-то время жил в известном анархистическом сквоте "Злата Лодь". Когда достал от английского друга паспорт, отъехал на вожделенный Запад. "Перед побегом из России я мечтал что буду жить в какой-нибудь западноевропейской стране, где был бы свободным человеком и не останавливали бы меня полицейские только за то, что имею длинные волосы. Когда же я проехал Запад, выяснилось, что больше всего для меня подходит Чехия" - объясняет хиппи с Сибири, почему после долгого путешествия все же вернулся в Прагу. "Чехия западней чем Польша и все еще славянское государство, где я понимаю язык. В Польше так же намного меньше туристов, а это в связи с нахождением источников пропитания очень важно."
Владимир все зарабатывает изготовлением кожаных сумочек. И пока ждет издателя на свой роман о советском лагере, пишет вторую книгу. На этот раз о своей судьбе после ухода сиз России. Вместе со своею чешской подружкой живут в подвальной квартире недалеко то пражского центра. Вся мебель эта пара нашла на улице, одежду покупают в "секи-хенде". "Живем на две с половиной тысячи на месяц, дрова для печки собираем на улице" - говорит Владимир. Насчет возможности своей легализации пожимает плечами: "Лагерей в своей жизни я прожил достаточно, до лагеря беженцев не пойду." Статус человека без имени не сильно его заботит. "Я космополит. Депортации не боюсь. Не имею русских документов, поэтому Россия меня бы точно не приняла бы."



ПОДПИСЬ ПОД ФОТО:  Владимир Борода: подвальные воспоминания на шесть лет в сибирских лагерях




2.
LIDOVY NОVINY
Четверг 16.9. 1999
Марта ШВАГРОВА


ДОСТАТОЧНО МНЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ, ЧТО БЫ МОГ РАБОТАТЬ говорит в интервью ЛН беженец Владимир Борода, автор книги "Нет героев"

В течении пяти лет без каких-либо личных документов, то есть фактически нелегально проживая за границей, написал сорокачетырехлетний беглец несколько книг. Описывают полученный им опыт: о советском заключении, о жизни хиппи, о нахождении в лагере для беженцев, о новых эмигрантах в конце двадцатого века. Выбрал судьбу человека, который расстался с родной страной, потому что не хотел больше ни когда жить на территории бывшего Советского Союза. В просьбе об азиле было ему отказано, и сейчас он подал апелляцию. Под псевдонимом Владимир Борода только что у него вышла в издательстве "Матя" книга "Нет героев..."

ЛД: Негероическими героями вашей книги люди ожидающие, как вы в свое время, в лагере для беженцев на дальнейшее решение своей судьбы - азил или депортация. Не смотря на горький опыт, который, как ваша книга указывает, вы имеете, хотите остаться в этой стране насовсем?

Если бы не хотел, не готовился бы за пару дней к свадьбе. Не имел я иллюзий, что нас где-то ждут с распростертыми объятиями. Чешская республика точно не богатая страна, которая бы имела средства на то, что бы заботится об беженцах.  Не имеет в том опыта, не хватает специалистов и денег. Решение открыть двери беженцам было больше политическое. Так же знаю, как из текста видно, большая часть беженцев не отвечает официальным критериям об политических беженцах для выделения азила - не преследовались на Родине, не были физически или политически уничтожаемы. Но все равно это несчастные люди, которые надеялись что в другом месте, скажем здесь. Могли бы жить лучше. Взяли свои семьи и оправились в долгую дорогу, которая всегда, к сожалению, кончилась в лагере для беженцев. Лично я сам ни хочу ни чего другого, чем мог бы я работать и нормально жить. Вез документов это не получается, а поэтому я вынужден жить на счет своей чешской невесты. В Чешской республике к сожалению не существует статус человека без гражданства, который известен во всех демократических государствах. Даже в Советском Союзе был такой статус.

ЛД: Но несмотря на это вы оттуда убежали...

Не хотел я в той стране жить. Не видел я там ни чего хорошего. Я не говорю об своем шестилетнем лагере, а так же о страданиях, что и дальше несет не прекращаемая система силы, не существует правосудие, чиновники полны высокомерия. Уходил я с твердым мнением, что в той стране нет и еще долго не будет демократии и что в ней нет перспектив для человека рассудительного и творческого. Новости из газет и письма моих приятелей подтверждают мое мнение. Сильно много в России после развала Советского Союза не изменилось.

ЛН: Имеете в виду например условия в тюрьмах и лагерях?

Тоже. Изменилось только сверху. В связи с безработицей не заставляют в лагерях работать. В каждом лагере оборудована комната для оправления культов, общая. В том числе и не для христианских церквей. До мест заключения имеют право приходить духовные лица, не запрещена религиозная литература. И это в общем-то все. Все остальные не человеческие условия содержания заключенных остались прежними, но самое страшное, что там работают все прежние люди, как и раньше. Не прошел ни один судебный процесс ни с одним следователем, ни с одним охранником, не было, что бы хоть одному запретили судом выполнять данную работу. Признаюсь, что пока не написал "Зазаборный роман". В котором описываю пережитое за те шесть лет заключения, постоянно носил в голове все фамилии и случаи заключенных с которыми отбывал наказание, фамилия и описание внешнего вида охранников и судей. Когда книгу дописал, мне стало легче. Мог я уже размышлять и о простых вещах в жизни.

ЛД: Как вы оказался в заключении?

Было это в 1978 году, тогда мне было девятнадцать с половиной. С группой друзей считали мы себя хипами. Не имел я мысли воевать с советской властью или заниматься диссидентской деятельностью. Решили мы печатать отрывки из Декларации прав человека и раскладывать их по почтовым ящикам - девяносто пять процентов тех листовок люди отнесли в КГБ и мы то знали. Понимали мы свою деятельность как насмешку над режимом, не больше. Когда нас арестовали, не были мы испуганы. Больше удивлены. До конца даже по советским законам мы ни чего не совершили, Декларацию подписал и Брежнев. Судили нас по статье 70, "антисоветская агитация и пропаганда." Работники КГБ следили за нами больше пяти месяцев, использовали много фотопленки, бензина, денег и тому подобного, а поэтому должны были показать хоть какой-то результат. Когда нас схватили, не имели против нас ни чего, но наказать нас должны были в любом случае. А та статья всегда пригодится.

ЛН: Говорите, что вы были и остались хиппи. Не старомодно ли это?
 

Когда меня арестовали, было уже шесть лет, как умер мой отец. Был каменщиком и с великой отечественной войны имел большие проблемы со здоровьем - относился к большой группе беспризорных детей. Мой брат исчез, возможно ему посчастливилось убежать из СССР. Мать после смерти отца сильно изменилась, я ей стал мешать. А так я фактически не имел близких. После возвращения из заключения я был очень близко к жизни на улице и если бы не повстречался бы с людьми, гласящимися к альтернативному образу жизни, точно бы окончил бы свои дни на улице. Знаю, что в шестидесятых было большой модой жить как хиппи. И знаю, что часть людей позднее умерла, часть стала наркоманами, часть отпала после стычек с властью и "нормальными" людьми. Но на собственной шкуре могу подтвердить, что жить хипповым образом жизни идет и сейчас. Только не актуален лозунг "Измени свет!", более актуален "Измени себя!" Живу в равновесии любви и свободы. То равновесии главное - если больше любви, чем свободы, ты толстовец; если больше свободы. чем любви, анархист. Я стараюсь жить в гармонии: не пью крепкие спиртные напитки, не употребляю наркотики, не заставляю Маркету жить со мною, если бы она не хотела, не путаю "фри лав" с "фри секс". А таких людей с моим способом жизни всюду полно; благодаря им я смог прожить без родины и проехать много государств.

ЛН: Как можете путешествовать, если не имеете заграничный паспорт? Раскроете нам эту тайну?

Сказал я это чиновникам вашего МВД, могу сказать и вам. После того, как я нелегально убежал из России, был я во Франции, Германии, в Испании, в Скандинавии и других странах. Вначале мой приятель, словен из Швеции, подарил мне свой паспорт. Что он сказал в посольстве Швеции - не знаю. Когда кончился срок указанный в паспорте, встретился я с чехом живущим в Канаде. Взял я у него на время паспорт, зашел на главный вокзал Амстердама и сделал молодежную карту для скидок. Последние два года я ездил на эту карту. В демократических государствах границы не являются большими барьерами для проезда людей. В тех странах людям больше доверяют. Теперь же, когда я подал апелляцию против решения МВД не давать мне азил, отдал эту карту чиновникам. Думаете это было сильно рано?

ЛН: Не имеете личных документов, не имеете работы, но путешествуете и пишете книги. Было бы это все хоть к чему-нибудь доброму. Ваши тексты больше всего были бы интересны русскому читателю. Не пытались войти в контакт с каким-либо русским издательством?

Ска жу неправдоподобное, но правдивое число - написал я в сто два русских издательства. Но не одно мне не ответило, даже в отрицательно. Говорил я, может быть России больше и нет. Видимо там издатели выдают гарантированные к успеху книги, коммерческую или детективную литературу, как и везде.

ЛН: Может быть вам посчастливится выдать одну из своих следующих книг в переводе, скорей всего пишете новую книгу. Не смотря на то, что вы должны учитывать то, что апелляция вам не поможет в получение азила у чешских учреждений. Что тогда?

Возьмут у меня и тот последний смешной кусок бумаги, который я как ждущий азил получил от МВД. Тем более это очень мало надежный кусок документ. Когда я один раз хотел получить на почте письмо из МВД на этот документ, то смог это сделать только после общения с начальницей почты. МВД такие документы выдает, но забывает послать образцы в различнейшие государственные институты, которые контактируют с беженцами. Когда я решил жениться, убежало шесть месяцев, прежде чем магистрат узнал этот документ за законный для этого. Если у меня заберут и этот документ, буду человеком без идентичности. В России как гражданин я не существую, потому что не прошел регистрацию, нет и ни одной страны, до которой меня могли бы депортировать. Видимо придется мне с моей будущей женой жить так, как жил до сих пор. В идеальном случае что-нибудь издам, но я способен заработать на хлеб и по другому. Умею многое из рукодельных ремесел. Не хотел бы больше, чем возможность легально работать и нормально жить.

ПОДПИСЬ ПОД ФОТО: ВЛАДИМИР БОРОДА (псевдоним) родился в 1958 году в Советском Союзе; русской национальности, его отец был каменщик, мать медсестрой. Концом семидесятых лет был арестован за распространение Декларации прав человека (тунеядство, бродяжничество, антисоветская агитация и пропаганда), и в советских концентрационных лагерях провел шесть лет (1978-1984). Этот горький опыт позднее переработал в книгу "Зазаборный роман. Записки пассажира." в 1993 году убежал из Российской федерации и от той поры живет в Чешской республике. Побывал в лагере для беженцев Червонный Уезд, из чего добыл материал для книги "Нет героев..."(Издательство Матя, 1999).  В течении проживания ЧР написал и книгу рассказов с тематикой эмиграции людей с альтернативным образом жизни, принадлежность к которому Борода так же провозглашает, далее саенс-фикшен прозу "Тера Инкогнито", которая очерчивает "будущность" России отделенной от окружающего света непроницаемой стеной, в которой на "дикие"  племена доглядывают супермены из ООН. Так же замыслил огромный проект, в котором хотел бы указать контекст разных исторических, экономических, социальных и политических причин, которые привели к революции 1917 года и всему тому, что произошло после ней.  В современное время Владимир Борода ждет ответ на свою апелляцию к отказу предоставить статус политического беженца в ЧР. Его просьбу подержал кроме многих других и чешский центр Пэн-клуба. В конце сентября Владимир женится с чешской художницей с Праги.




3.

МLADA FRONTA DNЕS
20.9.1999
  Йосеф ХУХМА


Владимир БОРОДА: Не ПРОШУ НИЧЕГО ЧЕМ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗДЕСЬ ЖИТЬ

Документальна я проза "Нет героев..." сводит счеты с лагерем для беженцев Червонный Уезд, который хорошо узнал за те полгода (зима 93-весна94) русский беженец выступающий под псевдонимом Владимир Борода. Автор (1958 года рождения) считал себя хиппи уже в конце 70, когда советская МОС отсудила его за распространение Декларации прав человека к шести годам принудительного труда в лагере строгого режима. И хиппи считает себя и сейчас, когда ждет ответ на свою апелляцию поданную в связи с отказом признать беженцем и за несколько дней перед свадьбой со своей чешской подружкой. Его "хипповство" не является модой или позой, это устоявшаяся позиция человека не желающего сильно много, только приличное обращение и понимание того, что он любит свободу и бунтует против судьбы - рождения и жизни в России, среди людей противных ему своей агрессивностью и сложившимся злом заимоотношений.
Хипповой является и книга "Нет героев..." - если так можно охарактеризовать дело предпочитающих аутентичность перед литературным гравированием. Но представлять Бороду простачком, который без ладу и складу вывалил на бумагу мешок своего горький опыт. Не скрывает своих мастерских амбиций, как в прямых провозглашениях, так и в использовании писательских приемов. И все таки текст выглядит необработанным, любительским. Но то только констатация, чем оценка; хотим только сказать, что "Нет героев..." это проза, которая точно не стоит от эстетической изысканности.
Борода наблюдает лагерь для беженцев (его население и сложившиеся практики) последовательно снизу - как человек, который все испытает на собственной шкуре. Во взгляде Бороды на обывателей лагеря и на практику местных учреждений отсутствуют  какие-либо иллюзии. По словам автора только семь-восемь процентов беженцев убегает перед действительным преследованием в своей стране. Все остальные бегут за лучшим и часто не стесняются для достижения своей цели - азила -использовать и грязные средства. Так же Борода нам всем подставляет зеркало, неприятное, но поучительное. Местное (чешское) отношение к беженцам видит как надоедливое исполнение неприятного международного закона: в бывших советских казармах снабженные продовольствием из Германии с прошедшим сроком годности отфильтровываются те, кто в Чехии попросил азил. В лагерях, которые поддерживают в человеке все то наихудшее, что в нем есть, беженцев стараются долгие месяцы придавить. А потом за редким исключением прейдет отказ на просьбу предоставить убежище. Затем апелляция, чем проживание в лагере продолжено или беженцам дойдет терпение и они бегут дальше. Описание этого процесса под названием "нет героев", в котором каждый из актеров старается с человеческой или материальной стороны хоть что-то вырвать, венчает саркастическое описание приезда министра МВД (Яна РУМЛА) в лагерь. С надеждою выглядываемый политик прилетит с колонной автомобилей, прогуляется лагерем, поговорит с его начальством, попробует еду в столовой (в связи с его приездом улучшенную), не вступит ни в одно общежитие, где беженцы стискивают в руках жалобы и просьбы, и за ревом сирен государственных лимузинов лагерь опустит...
Владимир Борода больше констатирует, чем обвиняет. Как русский, который прожил в коммунизме, знает, что приносит его наследство, он нас понимает. Просто хочет здесь жить. А его "записки" предлагают нам свидетельство, в котором мы узнаем много неприятного об существующих в нашей стране практиках, такую полную информацию ни когда не получишь из СМС. И хоть ниже приведенное не относится к рецензии, но сказать это мы должны: Дайте Бороде тот азил, было бы плохо, если бы уехал.



ПОДПИСЬ ПОД ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ: Одна из иллюстраций Андрианы Кабеловой к книге Бороды ("А посмотрите, какие важные...На боку болтаются дубинки, на жопах позвякивают наручники, имеют аэрозоль со слезоточивым газом. Зависит только от них, когда нас пустят в столовую.")




4.
ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
NOVE КNИHY № 4
20.10.1999  
Милан ЮНГМАН


БЕЖЕНЦЫ МЕЖДУ НАМИ
Владимир БОРОДА:
Нет героев, перевод Мирослава Шронкова, иллюстрации Адриана Кабелова издательство "МАТЯ"

 Под псевдонимом Владимир Борода написал один русский беженец книгу, в которой описывает жизнь или лучше сказать прозябание беженцев со всей Восточной Европы, которые отчаянно ожидают когда им дадут азил. Пестрое общество, от обычных прохвостов до убийц. Конкретно автор описывает лагерь Червонный Уезд, тем не менее это название становится метафорой для всех таких мест. Повествователь утверждает, что описывает "правдивый образ того, что прожил", иными словами отрицает вымысел в своей книге или немного стилизацию действительности и тому подобное, впрочем тут же сообщает, что наше государство экономически слабое и потому "азилы не дает". Его повествование о романе не может быть и речи - приближенно к журналистскому изложению, прокламируемой правдивостью происшествия помочь к пониманию жизненной ситуации этих неудачников. Прежде всего описывается отдельные человеческие типы, потом пытается показать более широкий взгляд на социум. Представителями разных национальностей, замкнувшихся в свои замкнутые группы (армяне, грузины...) нашли тут благодатную почву для своей старой совместной ненависти и выплескивают ее в драках с мгновенно выхватываемыми ножами и финками. Лагерное начальство большого интереса о таких конфликтах не проявляет и равнодушно приглядывается к проявлениям этой ненависти, ведь оно даже и не сильно ориентируется в этой сильно пестрой смеси кавказских "пранародов". Мечтой всех обывателей лагеря в связи со всем этим становится  богатая Германия, где бизнесом можно заработать большие деньги. Одна из нитей повествования как раз и описывает такую группу, чья дорога до западного рая кончится фиаско. В эпилоге "негерой" уже оказывается в лагере для беженцев Заставка у Брна, но за его судьбой мы не следим, так как это действительно эпилог.
Борода, год рождения 1938, в своей первой изданной книге вроде бы даже и не хотел нас ошарашить каким-либо возбуждающим сюжетом, только описание того, что как беженец прожил, причем в своем описании не делает исключения и для Чехии. Целое действие происходит зимою и кончается немного клишевидным взглядом на пробуждающуюся весеннею  природу. И композиционно дело неизвестного русского оказалось с художественной точки зрения средне, а потому тянет лишь на репортаж, обращающий внимание на определенные проблемы, которые возникли в связи с распадом советской империи.



5.

GАZЕТА WYBОRSZА
11-12.12. 1999
  АЛЕКС (ПОЛЬША)


АЗИЛ ДЛЯ БОРОДЫ

 Около посольства Чешской республики разноцветная одежда на манифестантах, над группой развеваются белые флаги с голубым пацификом, гремят бонги и маракассы. И таким способом в День Прав Человека студенты поддерживали Володю "Бороду" Гауса, представителя движения за мир из России. Гаус, арестованный в 1978 году в Советском Союзе за распространение Декларации Прав Человека, шесть лет отсидел в сибирских лагерях. В 1984 году освободился по амнистии Горбачева, но был лишен прав как гражданин. В 1993 году убежал из России в Польшу, а когда грозила ему депортация - в Чехию. До сегодня безуспешно пытается получить азил в Чехии. Делегацию манифестантов принял посол Карел Стиндл. Обещал, что будет информироваться о деле Гауса в чешском МВД и постарается заинтересовать этим случаем и чешские СМИ.




6.

КUDYКАМ
Четверг 2.12 1999
  Владимир НОВОТНЫЙ


НОВАЯ  КНИГА

  Советский политический заключенный по имени Владимир Борода решил несколько лет назад уехать из бывшего СССР и осесть  в связи с собственным мнением "жизнь в другом месте" - в какой-либо европейской стране. Наконец выбрал Чешскую республику и принял роль политического беженца, ожидающего азил. Бойкая жизнь под дамокловым мечем - дадут или не дадут чешские государственные органы азил. О свете беженцев таких как он, людях или целых семьях живущих в чешских лагерях для политических беженцев, повествует в книге, которую издало издательство "Матя" в серии "Дорога сюда и сразу обратно". Ее название "Нет героев..." отчетливо характеризует атмосферу нынешнего "негероического времени" в Европе; автор в автобиографическом свидетельском показании отражает травматическую человеческую ситуацию европейского общества сегодняшних лет, характерную трагическими утратами сто тысяч очагов.

Еще перед десяти годами точно такие же проблемы, которые имеет бывший заключенный, имели и чешские беженцы на Западе, а потому не удивительно, что зарисовки Бороды психологии людей, прикладывающих огромные усилия о ВЛОЖЕНИИ  до новых и незнакомых, неизвестных социальных правил, будут некоторым читателям припоминать свет эмигрантских рассказов Ярослава Вейводы, небо сюжеты Яна Пелсе или Ивы Пекарковой, повествующие о лагерях для беженцев в Австрии в Траискирхену и Вене.  Рассуждения о том, какова человеческая правда или о том как должно происходить блуждание этих беженцев, сравниваются с принципами демократических странах или только идущих к демократии. В тоже время конечно Борода убедительно показывает моментальные ситуации, которые типичны для всех современных постсоветских государств: ни экономически, ни политически не приспособлены на прием, а  уж тем более не на саму проблему беженцев. Не хватаем им - в том числе и чешским государственным организациям - и доброй воли, могли бы больше идти навстречу иностранцам в их проблемах в рамках возможностей, но все равно не знают , что с ними и куда с ними?
С точки зрения литературного жанра представляет аппетитный текст Бороды тип приключенческого повествования или пример социального репортажа с края социума или правильней сказать со дна современного среднеевропейского пейзажа. Так же он пишет о часто не замечаемом трюме постмодерного света, в котором люди часто живут как бы в  лабиринте потерянных родин. Это очень актуальная книга, хотя  она ни ободряет и не развлекает. И именно этим она настолько "жгуче современна".



7.
RЕSPЕКТ  
  17.1 - 23.1. 2000
Сандра КРИШТОФОВА


ЧЕХИЮ СЧИТАЮ ЗА СВОЙ ДОМ И СЕБЯ ЗА ПРАЖАКА,
говорит Владимир Борода, который уже несколько лет старается получить азил в Чешской республике
Как ты попал в лагерь для беженцев?


О лагере я узнал от одного американца, с которым познакомился в одном пражском сквоте. Он узнал всю нужную информацию о лагере Червонный Уезд, куда мы с тогдашней моей русской сожительницей и с нашими совместными детьми обратились и попросили об азиле. Вызвало у меня шок то, что лагерь для беженцев как бы припоминал тюрьму. Правда по истечении четырнадцати дней можно было его опускать, но общее впечатление было ужасно. Еще с России я имел информацию о таких учреждениях в Германии. Там беженцы живут в городах, здесь же в лесе и за ржавым забором. Ощущение тюрьмы усилило и то, что нас сразу отвели не до жилого помещения, а до здания полиции для иностранцев, до здания с длинным коридором перегороженным посередине железной решеткой. И за ту решетку нас замкнули. Не провели мы там сильно долго, два часа от силы, но и того хватило.

В своей книге "Нет героев..." указываете на определенное превосходство и пренебрежение в  отношениях к работники лагеря беженцам. Вы считаете - это повседневность?

Думаю, что нет. Думаю что Чешская республика не была ни материально, ни персонально подготовлена по оказание помощи беженцам и на создание лагерей для беженцев. В лагере Червонный Уезд работали, за исключением социального работника, совершенно случайно люди. Местные жители из окрестных деревень, перед вашей бархатной революцией возможно работали в колхозах или в местных фабричках. Их отношение к беженцам - а до определенной меры их можно понять - характерен следующим: мы вас сюда не звали, если вам здесь не нравится - идите отсюда. Работники лагеря, в том числе и в руководстве, не сильно образованы. А между прочим среди беженцев из бывшего Советского Союза было больше половины с высшим образованием. Между беженцами циркулировали разговоры и о коррупции, с помощью которой можно облегчить и ускорить получение азила. Конкретно я с ни чем таким не сталкивался.

Рискнул бы ты определить, какой процент среди беженцев имеет неоспоримое право на получение азила, в связи с преследованием на своей Родине по политическим, расовым или другим каким-либо причинам?

Грубо пять-семь процентов людей в лагерях для беженцев можно считать за действительных беженцев. Следующих тридцать-сорок это люди, которых я считаю не за прямых беженцев. Это те, которые заплатили за семьдесят лет советской власти и распад Советского Союза. Как известно, коммунисты перевозили народы. Грузины жили в Армении, русские во всех республиках и так далее. По развалу СССР начали националистические силы граждан иной народности выгонять из своих республик. Россия должна была взять ответственность, должна была бы принимать таких людей, давать им работу и жилье. А то Москва не сделала. Говорила: вернитесь туда, откуда пришли. Там, где эти люди имели дом - их не хотели, Россия им не хотела и не могла помочь. Просто ни кому не принадлежали. А потому ни чего им не оставалось, как например эмигрировать до Чехии. А оставшихся пятьдесят процентов это люди, которые просто не хотят жить в своем государстве. Но в связи с отсутствием достаточной информации, как легализироваться и получить вид на жительство, оказались в лагере для беженцев. В 93-94 годах я повстречал в лагере людей, которые просто не знали, что они могут обратится к адвокату. Просто зашли в полицию и на вопрос, как им получить вид на жительство, услышали: идите в лагеря для беженцев. Там честно сообщили, что их ни кто на Родине не преследовал. Но уйти уже не могли, тогда по крайней мере. Должны были в лагере остаться и ждать, когда им в просьбе об азиле будет отказано.

Как легко или трудно доказать мотивы, которые ведут человека просить азил?

Ни каких подтверждений от вас ни кто не просит. Выслушают вас и долго проверяют ваши показания. Не знаю как, предполагаю, что не посылают в каждом случае агентов. Не имеют право так же обращаться в государственные органы стран, от куда бежал человек, международные законы это запрещают. Скажем такая Северная Корея человека, которые решил ее опустить, назвала бы массовым убийцей и миру предъявила бы и фотографии его жертв. А правительство государства, в которой такой человек попросил об убежище, была бы вынуждена его послать назад. Я указал точные адреса лагерей, где я отбывал наказание, увел фамилии их начальников и ряд других фактов. Мог я начертить и чертежи. Но этого от меня ни кто не хотел. При решении очевидно должны участвовать логика, знание ситуации в государствах беженцах и законов. Легко верится, если армянка утверждает, что жила в Грузии и была оттуда выгнана. Мене правдоподобно, если русский утверждает, что его выгнали из Москвы.

Как сказывается на психическое состояние беженцев долгое ожидание на просьбу об азиле?

Однозначно доминирует фрустрация. Большая часть лагеря для беженцев ждет ответа примерно два года. Два года живет взрослый человек в условиях напоминающих профсоюзные здравницы. Не работает - а если и работает, то нелегально, - три раза в день ходит до столовой и как школьник стоит в очереди на еду. Не ест то, что хочет, а то, что ему сварят. Не знает, что будет завтра - в любую минуту может прийти отказ на его просьбу или его могут перевезти, не спросив естественно его самого, до другого лагеря. Представьте себе: на два года вы становитесь вещью. Скажем вам пятьдесят, имеете взрослых детей - но в их глазах выглядите нолем. Поэтому в лагерях пьют, поэтому у людей лопаются нервы. Люди там живут в постоянном стрессе, отрезанные от нормальной жизни. К тому еще и языковый барьер. Переводчики присутствуют только при официальных интервью, а так населению лагеря приходится разговаривать между собою с помощью рук и ног. Работники лагеря - в общежитиях или в кухне - не разговаривают ни на одном языке, кроме родного.

Имеют ли люди, приходящие до лагеря, хоть какое-либо зачаточное представление о своих правах?

Нет, не имеют. Когда я был в лагере для беженцев первый раз, получилось мне и еще одному беженцу найти Декларацию Прав Человека и международные законы касающиеся беженцев. И все в чешском языке. Даже в библиотеке этих документов не было, я это знаю точно, так как я там работал библиотекарем. Ни где не было написано - на что имеют или не имеют право беженцы. Мимоходом, что приятно - такую информацию не таили, о ней просто не говорилось. Просто нам говорили: даем вам наесться, ни кто вас не бьет, не выгоняет, так что еще хотите? Сейчас ситуация сменилась к лучшему, многие русские - благодаря тамошним СМИ - приезжают подкованными.

Какую возможность имеют люди, которым было отказано в азиле?

Каждый беженец, которому было отказано, при отходе с лагеря получает на руки бумагу, которой написано, что он имеет право находиться в Чехии тридцать дней как турист.. Когда этот период окончится, обязан или уехать или остаться, если за эти тридцать дней сможет каким-либо образом получить вид на жительство. Снова просить об азиле можно по международном законам только через четыре года. Что сделал я. Ну а богатые могут заложить фирму.

Предполагаете что ЧР к беженцам идет навстречу?

Посмотрите на этот вопрос иначе. Предполагаю, что большое желание давать азил связано с экономикой. Чешская республика не богата, а когда кому-нибудь дают азил, то о нем нужно постараться. Дать жилье, найти работу. По закону должны получить азил все беженцы, которые смогут чиновника убедить в том, что его преследовали. Но, и на своей точке зрения буду стоять, главную роль в выделении азила играют экономические причины.

Был ты в течении ряда лет в нескольких лагерях для беженцев? Заметил ли какие-либо изменения?

Да. Год назад я провел два месяца в лагере для беженцев Заставка у Брна - и видел изменения. Пришло к значительным изменениям в квалификации персонала, люди и институты, на чьих плечах лежит забота о беженцах, значительно поучились. Большая часть персонала относится к беженцам одинаково хорошо и свою работу делают честно. В лучшую сторону изменилось качество питания, теперь мусульмане могут не есть свинину. Большая часть положительных изменений была обращена детям. Немного, но изменилась информированность беженцев - на стендах можно прочитать в чешском и иногда английских языках различнейшие объявления, в лагерь приходят работники различнейших общественных организаций, например Хельсинского Комитета.
А с другой стороны кое в чем стало строже и жестче. Шесть лет назад в Уезде люди могли уйти с лагеря утром и прийти вечером. В этом году в Заставке должны были возвращаться на обед и ужин. Кто не пришел - на другой день в нарушение закона не разрешалось покинуть территорию лагеря. Беженцы считают, что повод к такому ужесточению является помешать найти работу, естественно нелегально.
В Заставке у Брна я имел отрицательный опыт в общении с полицией для иностранцев. В последний день, когда я отходил совсем с лагеря, один из работников этой полиции пригласил меня в кабинет, закрыл двери и с глазу на глаз - между прочим превосходным русским языком - объяснил, что обо мне думает. И ни чего хорошего в его словах не было. Самое главное ему не нравилось, что имею чешскую жену, что обо мне заботятся различнейшие общественные организации, что не хочу пассивно ждать, что объявлял однодневную голодовку и постоянно домогаюсь каких-то там прав. Если бы моя судьба зависела от кого-то такого, не знаю, чем бы все кончилось.

Как бы ты представлял "идеальный" лагерь для беженцев?

Ни какой лагерь, естественно, не может быть идеальным. Но думаю, что очень помогло бы, если бы ожидающие решения об азиле, могли бы найти хоть какую-либо работу. Знаю, что это тяжело, так как этому препятствует и расположение современных лагерей в Чехии. Ошибка прятать лагеря в лесах. Заставка у Брна бывшая полицейская школа, Червонный Уезд бывшая советская ракетная станция недалеко от немецкой границы. В лагере полушутя говорили, что расположили лагерь так близко около границ нарочно, что бы беженцам легче было убегать.
Думаю, что оптимальная система немецкая. Там беженец пройдет одно месячный карантин в закрытом учреждении и чиновники вместе с докторами узнают - не имеет ли туберкулез или СПИД, не ищет ли его Интерпол. После этого беженец переезжает до отеля, с которым правительство заключило договор и получит разрешение на работу. Единственным ограничением этого разрешения - границы края.

Что вас как не получившего пока азил ожидает в ближайшее ремя?

 Мой случай в данное время изучает вторая инстанция - отдел для беженцев и интеграции иностранцев. Мне в моей первой просьбе об азиле было отказано, при том в ответе были ошибки. Например там просто спутали факты, которые я привел при интервью, что само по себе говорит о поверхностном отношении к моему делу. Главным аргументом в отказе было то, что я не смог документально доказать о том, что я был преследован. То, что я не имею ни каких документов, потому  мне их в России отказались выдать, для них не являлось доказательством преследования. А что для это? Образец отношений государства к гражданину? Было мне сказано, что мой случай не совсем подходит под понятие беженца с конвенции начала пятидесятых годов. Но сейчас 1999.
Если и вторая инстанция мне откажет, имею право обратиться к Высшему суду. Тот правда азил не дает, но может решить, что отказы не обоснованы и направить мое дело полностью на самое начало. И снова будет длиться два-три года. Это очень ужасно, потому что моя жена страшно устала со всего этого. И не только в связи с тем, что мы вынуждены жить на ее маленькую зарплату. И хоть меня, в связи с тем, что имею жену - чешскую гражданку, не могут депортировать - сильно чешским учреждениям не доверяю. И если бы Высший суд решил бы, что и вторая инстанция отказала мне в ладу с законом, то меня бы могли б вернуть до страны, откуда я убежал. Правда тут есть одно маленькое "но": после того, как я ушел, потерял  гражданство, потому что в России прошла регистрация граждан. Меня не зарегистрировали, и я для них не существую.


ПОДПИСЬ ПОД ФОТО: Владимир Борода (псевдоним) родился сорок один год назад в сибирском городе Омске. Шесть лет (1978-1984) провел в советских лагерях, куда был отсужен за расширение Декларации Прав Человека, бродяжничество и тунеядство. В 1993 году вместе со своей тогдашней русской сожительницей и детьми нелегально и без каких-либо личных документов отошел из России. Сначала через Вильнюс в Польшу, затем до Чешской республики. В этом году в ЧР издал книгу "Нет героев".




8.
МОSТ
 ДВУХМЕСЯЧНИК
МАРТ 2000
  Алена СМУТНА


Бывший заключенный из России хочет жить свободным человеком у нас

НЕ ХОЧУ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРИЛИЧНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

Владимир Борода (42 года) отошел с России в феврале 1993 года. Через Литву нелегально попал в Польшу, где жил у друзей, потом пришел в Чехию. Думал путешествовать дальше до Европы, но в Ческой республике ему понравилось. Его проживание было проблемно, потому что не имел каких-либо личных документов. По совету одного американца, с которым жил в одном сквоте Злата Лодь, отошел до лагеря для беженцев Червонный Уезд.

Дорога русского хиппи.

Родилсяв Омске в Сибири, 1978-1984 провел в советских рабочих лагерях, куда был отсужен за "антисоветскую агитацию и пропаганду, бродяжничество и тунеядство". О своей жизни в России говорит:

" Никогда я ни хотел строить коммунизм, и не русскую форму капитализма. На людях в России страшный след оставили долгие года несвободы. Имел я желание уехать из России еще в семидесятых годах, когда мы с приятелями старались жить как хиппи. После лагеря мое желание стало еще интенсивней и еще больше укрепилось".
Когда был Борода отпущен на свободу, дали ему надзор. Значило это дважды в неделю отмечаться в полиции и в уик-энды вообще ему было запрещено выхолить из квартиры, в которой он жил совместно со своей матерью. Когда ушел от матери, потерял прописку. Жил у разных приятелей и знакомых без полицейского разрешения. В 188-1997 годах были законы о прописке более облегчены, но сегодняшняя ситуация такова - гражданин не имеющий прописки не идет в лагерь, но может на период одного месяца без суда  водворен в приемник-распределитель.
Упомянутую прописку пытался получить четыре года. Пытался так же сложить с себя гражданство, что бы эмигрировать. После либеральных и хаотических годах перестройки режим под националистическим флагом прикрутил гайки и все попытки были напрасны.
В нашей республике попросил о политический азил. В просьбе было (в 1994 году) отказано. Мотивом было то, что Борода с точки зрения чиновников недостаточно доказал, что является политическим беженцем. Четыре года позже попросил снова политическое убежище, потому что в отказе с его точки зрения были ошибки, чиновники до конца перепутали приведенные им доказательства. Сейчас его делом занимается отдел беженцев и интеграции МВД, который подробно его изучает. Что бы случилось, если бы снова был отказ?
"Если бы мне снова отказали в моей просьбе об азиле", размышляет в голос Борода, "мог бы подать апелляцию ко второй инстанции и в случае неуспеха обратится к Высшему суду. Тот бы не дал бы мне азил, но просмотрел бы все мое дело. В Россию депортировать меня не могут, потому что я лицо без гражданства и имею жену чешскую гражданку. В России де юре я не существую, потому что в 1996 году была проведена регистрация граждан".
Русские государственные учреждения не разрешили бы ему въехать в страну. "В России на первый взгляд выглядит как демократия", продолжает Борода, "но в реальности к демократическим переменам не дошло".
Доказать реально, что действительно просящий азил действительно в родной стране преследовался по политическим, расовым, религиозным или этническим причинам, беженцу трудно. Прожитое и увиденное Бородой говорит о том. что в начале эмиграционный чиновник сделает подробное интервью с беженцем, но основе этого интервью подготовит ряд вопросов для чешского посольства в той стране, откуда ушел просящий азил. Если беженец имеет какие-либо документы, подтверждающие его слова сказанные при интервью, то их присоединяют к делу. Источником информации о ситуации в конкретной стране могут быть и бюллетени организации "Международная амнистия". Борода много шансов не имеет. Сведения чешского посольства о демократии в России тождественно со с сведениями русских органов.

Люди имеют право жить там, где хотят.

Владимир Борода смотрит на работу чешских эмиграционных властей с точки зрения общих принципов, так как они были декларированы ООН. Органы стараются провести границу между политическими беженцами и экономическими эмигрантами. "Все люди имеют право жить там, где они хотят", защищается беженец. "Те самые ужасные случаи за границу и не попадут. Приходят сюда люди, которые отказались дать взятку какому-нибудь чиновнику, полицейскому, местному мафиози и подобное. Я понимаю, что в их родной стране для них нет будущего и они хотят жить в какой-нибудь спокойной и менее подверженной взяточничеству обществу..."
Существующими порядками эмиграционных органов Чехии Борода не сильно восхищен. Лагеря по его мнению не должны были бы иметь существующий вид. Гораздо лучше та форма проживания, которую предлагают немецкие органы. Люди там идут после карантина жить в обычные отели или пенсионы, имеющие договор с государством. Ищут им работу, на которую имеют право и стараются интегрировать их  в общество. "У вас лагеря далеко от городов, в лесу", жалуется он.
Попросившие об азиле имеют право от ноября прошлого года работать, но найти работу в отдаленных деревнях для них практически невозможно. Желание чешского правительства принимать беженцев так же ограничена недостатком денежных средств. Если государство кому-либо даст азил, то о таком человеке нужно постараться. Это означает главное дать квартиру и работу. Это не дешево и нелегко.
Далеко не все замечания Владимира Бороды критические. Очень хорошо оценивает заботу о  детях и их возможность посещать чешские школы, работу социальных работников, и главное - совместное сожительство и игру детей разных национальностей, что сильно помогает выучиванию чешского языка и способствует терпимости.
"В российских тюрьмах и лагерях изменилось немного", констатирует Борода. "Заключенные не принуждают к непосильной работе, потому что работы нет. В места заключения могут приходить духовные лица различнейших церквей, заключенные могут иметь и читать духовную литературу. И это все. Условия по прежнему нечеловеческие, отсутствует обычная медицинская помощь. До сих пор имеется такой вид наказания, как ссылка, которая может быть и пять лет."
Хотел сменить свою судьбу, жить иначе. Поэтому перешел три границы. Со своею чешскою женой Маркетой живет альтернативный образ жизни. "Для меня очень важно, что я живу в Праге, в которой мне так хорошо. Ее духовная атмосфера сильно меня инспирирует".

Свидетельство человека не отсюда.

 Каждому человеку и каждому человеческому обществу поможет, если на его деяния выскажет свое мнение кто-нибудь не отсюда, не из его круга. Сильно правдоподобно, что вызовет несогласие, может быть даже огорчение и злость. Но если мы как личности или целое общество не хотим постоянно твердить, какие мы хорошие и летать в облаках, то должны прислушаться и к этим голосам. Терпеливо и даже с сжатыми зубами.
Документальная книга ВЛАДИМИРА БОРОДЫ (псевдоним) "НЕТ ГЕРОЕВ..." один из таких голосов не отсюда. Автор пишет со своих дневников, которые оправил и дополнил. В своем описании не патетический и трезво смотрящий на действительность окружающую его. Не упадает в жалость к себе самому, хотя обстановка лагеря для беженцев способствует именно этому. В чем нам подставляет зеркало русский беженец? Пишет о том, как многие работники лагеря прячут свою глупость, неуверенность и беспомощность под маской мнящего о себе сильно много. Борода не имеет иллюзий и при взгляде на своих приятелей беженцах. Ему ясно, что мало кто из них действительно преследовался на Родине.  Но зато ясно видит людей потерявших себя, родную страну, знакомое окружение, мир которых рухнул и которые страшатся будущего. А так же само собой ясно видит и людей, чье прошлое более чем пестро и якобы покрыто мраком, которые не стоят не перед чем в достижении своих мизерных целях.
Не так уж давно жили в лагерях для беженцев  на запад от наших границ и чешские граждане. Сегодня наполняют лагеря наши цыганские сограждане. Примем поэтому свидетельство о жизни в одном лагере, как ценную информацию о нас самих.



9.

RЕSPЕКТ    
  6.11 - 13.11. 2000
  Линда КНОЛОВА


Богема, бродяга и бывший политический заключенный Владимир Борода хотел бы жить в Чехии

 Сюжет жизни писателя и сибирского нонконформиста Владимира Бороды(42 года) как будто взят из дешевого авантюрного романа. Родился в Союзе Советских Социалистических Республик, а не имеет ни какого гражданства. Девятнадцатилетним парнем попробовал что такое коммунистический лагерь строгого режима, а по развалу СССР перешел через зеленую границу на Запад. Без паспорта пропутешествовал приличную часть света. Потом женился на чешской художнице и от той поры ведет многолетний бой с  местными органами об азил. Если проиграет, грозит ему пара лет тюряги за "самовольное опущение Родины".

Бананы на Канарах

Уже парнишкой жил Владимир Гаус (ныне известный под псевдонимом Борода)свободолюбивым и на советские порядки неприемлемым жизненным стилем. Прописку имел в Сибири у своих родителей, но часто ездил к своим друзьям по всему СССР. Государство за его путешествиями за ворота родного Омска без должных бумаг и печатей следило без радости, а когда Владимир начал с друзьями разносить по почтовым ящикам копированные пассажи с Декларации прав человека, тут и пришел конец. В суде получил шесть лет лагерей за "бродяжничество, тунеядство, антисоветскую пропаганду". Когда был в 1984 году вышел с тюряги на свободу, не захотел работать в каменоломнях, дальше тусовался по России и жил с разного - например нелегально работал барменом или другими случайными заработками. За горбачевскую перестройку в 1988 году попробовал официально выехат . Дорогу к нужным для того документам забранило ему отсутствующий штамп прописки в паспорте, который потерял когда отказался мантулить в шахте. "В 1993 году я узнал, что польско-литовской границе убрали российских вояк и отстранили все провода с сигнализацией, ну я и сказал, что попробую", вспоминает Владимир. На прощанье послал Думе свой внутренний паспорт с заявлением, что бы его вычеркнули из списка бывших советских граждан. Потом упаковал рюкзак и через зеленую границу перешел в Польшу. "Тогда там ни каких лагерей для беженцев не было и ни кто не знал, что со мною делать. Имею друга, хипаря, который хорошо знал ситуацию на границе с Чехией и помог мне попасть к вам", говорит бородатый, бисером обвешанный Борода. В Чехии его приветствовал лагерь для беженцев Червонный Уезд. Свежий беженец там впервые попросил об политическом убежище и свои впечатления об лагере позднее изложил в книге "Нет героев..." год назад издало чешское  издательство "Матя". Однажды в Праге, куда ездил из лагеря в рамках трехдневного разрешенного отпуска, повстречал художницу Маркету, и была это любовь с первого взгляда. Борода дал ожидание азила стороной и отъехал со своею милой на Запад. "Мой друг со Швеции, который жил в то время в Чехии, подарил мне свой паспорт. Путешествовать с этим паспортом было намного легче. чем без него. Ни где на границах с какими-либо несовпадениями ни кто не ломал голову. Чем дальше на Запад, тем пограничники доверчивей", объясняет Владимир, как мог без личных документов навестить Германию, Люксембург, Голландию, Францию, Скандинавию, Испанию и Канарские острова. "Жили мы в сквотах и зарабатывали на хлеб нелегально. На Канарах мы жили в пещере, из которых за месяц до нашего приезда была депортирована коммуна хиппи. Там мы решили остаться. Прожили год. Человек там может много не работать - нарвет бананы или время от времени поможет убраться на базаре", усмехается жена Владимира Маркета.

Добро пожаловать домой

И хоть жизнь выглядит в таких рассказах вроде бы идиллическая, но имеет и свои темные стороны. "Не радовало нас жить в страхе, если нас поймают за не законное проживание и депортируют, меня в Чехию, а Володю до России", говорит Маркета. Поэтому оба в 1998 году вернулись в Прагу, где Владимир снова попросил об азиле. "Жили мы у маркетиных родителей, я продавал на улице изделия из кожи, Маркета работала в книжном магазине. Получил я документ ждущего азил и с ним мы совершили действительно клевый номер: первый из ждущих азил женился на чешской гражданке на этот кусок бумаги", рассказывает Владимир, который не имеет даже свидетельство о рождении, потому что потерялся где-то во время его отсидки в лагере.
Тем не менее его документ ждущего азил сослужила ему службу явно напоследок. В его просьбе об азиле первая инстанция МВД полгода назад отказала, и апелляцию изучают. Борода конечно мог вместо азила попросить вид на жительство и без проблем получил бы его - в связи с чешской женой - только к той просьбе требуются документы о гражданстве, которых не имеет. А в связи с прошедшей три года назад перерегистрацией граждан России, в которой конечно не участвовал, не может в посольстве и попросить их.
Что с ним будет? Заплатит в конце концов сибирский богема за свое пренебрежение чиновничьими бумагами возвращением "домой", где ему по закону грозит за нелегальный переход границы пятилетний, а за самовольное опущение Родины аж десятилетний срок в лагере? "Чешская республика никогда не пошлет назад беженца, который дома боролся за свои права и свободу, а потому ему грозит что-то плохое", сообщает шеф отдела азила и эмиграционной политики МВД Томаш Хайшман.

"В случае Бороды совсем не идет разговор о том, будет он сидеть за опущение государства или нет, а том, какие условиях; будет иметь в том заключении. Вот именно это сейчас мы стараемся узнать."

Чешские учреждения считают что сажать за самовольный отход со своего государства правильное решение - а именно из этого параграфа большевистского закона получали чехи в семидесятых-восьмидесятых годах на Западе автоматически азил. Случай возможной депортации Бороды имеет две пункта, которые делают ее невозможной: женился на чешской гражданке и по его словам не является гражданином России. "Эти два пункта естественно изучаются и берутся во внимание как преграда для его депортации, в случае отказа в азиле", заявляет шеф Хайшман. "Ну а пока мы бы эту возможность изучали бы, мог бы здесь жить в так называемом статусе Терпения."

ПОДПИСЬ ПОД ФОТО: Владимир Борода делает проблемы: женился тут и уже не русский гражданин.




10.

LIDOVY NОVINY
Среда 7 марта 2001
  Ян КУБТА


РУССКИЙ ИСКАТЕЛЬ ПРИКЛЮЧЕНИЙ ПОЛУЧИЛ АЗИЛ В ЧЕХИИ
ЖИЛ Я НА УЛИЦЕ. Бродяжничал и мечтал о жизни на Западе, вспоминает о своей жизни в Советском Союзе Владимир Гаус. Русский, который недавно получил чешский азил.


Прага - Собирал я кубик-рубик в рабочем лагере в Сибири. Хотел на Запад и оказался в лагере для беженцев в Чехии.
Уже от семидесятых годов мечтал сейчас сорокадвухлетний Владимир Гаус о жизни в Дании или Голландии. Принадлежал к русским хиппи и имел с местными государственными учреждениями проблемы и после падения большевизма.
"Не имел я к примеру прописки, что в Советском Союзе страшная проблема. Без нее не можете путешествовать или учиться. В чуть спокойней мере так и до сих пор," говорит Гаус.
В связи со своим жизненным стилем должен был в свои двадцать лет оказаться в рабочем лагере. Отсудили его за бродяжничество и тунеядство, а так же за то. что с друзьями печатали отрывки из Декларации прав человека. В заключении провел шесть лет.
"Вернулся я к прежнему образу жизни, каким жил перед заключением. Потерял я в связи с этим все гражданские права. Должен был я ездить с города в город, что бы меня не арестовали", рассказывает мелкий мужчина с бородою.
В Чехию я попал через Польшу в 1993 году без документов. Сразу попросил об азиле. Прождал полгода на ответ МВД. "Узнал я, что если где-то и дают азил. То не в Чехии. И я ушел", говорит Гаус, который четыре года путешествовал с чужим паспортом по целой Европе.
Но в 1998 году вернулся в Чехию. Хотел жениться с молодой художницей Маркетой и возможно это было только в Чехии. Опять попросил азил и опять бестолку ждал месяцы и месяцы на ответ.
О Гаусова случае в этом году от своих друзей из общественных организаций узнал бывший дипломат и современный председатель партии "Уния свободы" Карел Кюнл. Кюнл написал письмо тогдашнему министру МВД, а потом второе письмо новому министру Станиславу Гроссу. Тот дал приказ подчиненным, что бы в случае с ответом Гаусу постарались уложиться в законные сроки.
Помощь влиятельного политика помогла. МВД вышло навстречу в просьбе Гауса.
Владимир Гаус стал семьдесят девятым русским, который от 1990 года получил в Чехии азил. Много чехов его знает как Владимира Бороду. Под тем псевдонимом издал в 1999 году в издательстве "Матя" книгу "Нет героев...". В ней описывает жизнь в чешском лагере для беженцев Червонный Уезд.
Гаус родился в 1958 году в Советском Союзе. Уже в пятнадцать лет ушел из дома. Пять лет бродяжничал по Советскому Союзу и мечтал о том, что посмотрит на Запад.
"Жил я на улице. Был я такой маленький воришка. Повстречался я с людьми. Которые узнавали философию хиппи. Понял я, что это движение мне ближе всего - менталитетом тех людей и их жизненным стилем."
В 1978 году напечатали мы на старом и примитивном множительном аппарате листовки с отрывками из Декларации прав человека. Не считали мы это за борьбу. За пару лет перед тем ее подписал Леонид Брежнев.
 Без малого почти все люди с его городка передали листовки местной полиции. Пареньков арестовало КГБ. Гаус получил шесть лет заключения. За антисоветскую агитацию и пропаганду, бродяжничество и тунеядство.
 Первый год был в обычном заключении. Остальных пять лет провел в концентрационном лагере в Омске в Сибири.

Концентрационный агерь.

Рабочий лагерь можно пережить. Политические заключенные не имели с преступниками проблемы. Люди с уголовного мира до конца сами рады были назваться политическими. И работа не была тяжелая.
В 1984 году отпустила юстиция Владимира Гауса на свободу. Жил снова как хиппи. И снова имел проблемы. И после смены властвующего режима.
"Про чехов тяжело понять. В Советском Союзе, и в том числе и в современной России, человек должен иметь прописку. Должен к тому дать свое согласие участковый полицейский. Если ни чего не имеет против, получите прописку. Если ему не нравитесь, то не достанете", говорит Гаус. "Без прописки не можете быть в крупных городах, врач вас не может лечить, не можете учиться, не можете жениться, не можете получить заграничный паспорт."
В связи с тем, что Гаус был судим и для государственных учреждений бродяга, разрешение от полиции не получил.
Гаус должен был и дальше путешествовать из города в город, что бы его не арестовали.

Стрельба по хиппи

Гаус сегодня говорит, что хиппи в России до сегодняшнего дня преследованы. В 1998 году напала специальная полицейская команда ОМОН на международную встречу хиппи в лесах Петрограда.
"На севере России например местные органы вывесили плакаты с фотографией людей, которые выглядят как хиппи, а под тем надпись: Если увидите подозрительных людей, позвоните в полицию", рассказывает Гаус.
В феврале 1993 года в связи со всем этим перешел литовско-польскую границу. Без заграничного паспорта, нелегально. Дважды попытался попасть в Германию.
Потому что в Польше не было лагерей для беженцев, перешел в Чехию.
Попросил о азил и ждал. После законного срока в девяносто дней ему ни кто не ответил. Гаус не выдержал и с лагеря ушел.
В Праге в сквоте "Злата Лодь" познакомился с молодой художницей Маркетой. От приятелей получили шведский и польский паспорт. Стопом уехали на Канарские острова. О азил в следующий раз мог Гаус попросить только после четырех лет.  Вернулись в 1998 году. Хотели сыграть свадьбу, а без всякого риска это можно было сделать только в Чехии. Гаус тогда попросил МВД во второй раз. Прошел двумя лагерями для беженцев. Опять ждал на ответ дольше, чем положено по закону. "Когда попадете на министерство, единственный ответ - имеют мало людей и мало денег, а поэтому все так долго тянется", говорит Гаус.

Кюнл вмешивается

Ответ получил в январе 1999 года, был отрицательный. Гаус подал апелляцию, написал письма нескольким общественным организациям. Через них попал аж к Карлу Кюнлу.
"Когда я услышал его аргументацию, понял что имеет право получить здесь азил. Но я сделал только то, что написал письмо тогдашнему министру МВД Ваславу Грулиху - почему случай с Гаусом тянется так долго", рассказывает о встрече с русским беженцем Кюнл.
Сегодня, неполный месяц после того, как получил Гаус в Чехии азил, у него две возможности: или влиться до интеграционной программы МВД, получит квартиру где-нибудь в Чехии, найдут ему работу и может просить о гражданстве. Или ехать дальше на Запад.
"У меня написано восемь следующих книг. Хочу ехать до Германии, может там получится издать", размышляет Гаус.
Уже в среду мог получить от полиции для иностранцев документы. Но ему их не дали, так как в бумагах полученных ими от МВД указано - "лицо без гражданства". "Не имеют ни чего таково, в России я не существовал. Это я не могу понять, все идет по кругу".

ПОДПИСЬ ПОД ФОТО: Русский Владимир Гаус говорит, что он первый, которому получилось в Чехии жениться и хоть имел из документов только документ беженца.




11.
ДЕНЬ №224
21 декабря 2007
Дмитрий ДЕСЯТЕРИК


О Праге
Глазами бродяги

Об этом городе сказано и написано очень много. Можно было бы добавить к сонму текстов еще некоторое количество страноведческих заметок, побеседовать с журналистом или художником, литератором либо искателем приключений. В конце концов, у каждого своя Прага. Сегодня мы решили предложить взгляд во многом альтернативный.

Владимир — бывалый хиппи с изрядным опытом странствий и богатой биографией. Он предпочитает дистанцироваться от социума, оставаться за кадром: даже свою фамилию называть не захотел, ограничившись сугубо виртуальным присутствием. Его ракурсы чешской столицы далеки и от туристического восторга, и от рационального эстетизма. Он просто один из многих прохожих на пражских улицах, бродяга, нашедший достаточно причин, чтобы остановиться именно здесь.

— Как и когда вы оказались в Праге?

— Летом 1993 года приехал от польской границы на автобусе, после того как нелегально, незаконно и никого не поставив в известность, пересек чехословацко-польскую границу пешком.

— Каким было первое впечатление?

— Я въехал в Прагу с, так сказать, непарадного входа, даже не через автобусный вокзал на Флоренс, а еще более замызганный, пыльный, не имеющий здания, а только перроны с бомжами и панками на скамейках вокзал Книжеци. Пахло мочой, пылью, скисшим пивом, но вокруг царило какое-то веселье, возбуждение, что ли — или то была просто моя реакция на новую страну, новый город, открывающиеся лучезарные горизонты... Вкус у Праги 93-го года был чуть с горчинкой, как «Пильзнер Урквел», пиво свободы с золотой фольгой по горлышку...

— Что вас тогда наиболее удивило?

— Полнейшая толерантность полиции по отношению ко многим проявлениям нарушения общественного порядка со стороны некоторых граждан. Имею в виду нарушения с точки зрения совковых порядков; одним словом, воля вольная, но без московского беспредела девяностых. Поразили размеры Праги: небольшая, уютная, домашняя. Можно сказать, деревня на краю Старого Света...

— Уж коль скоро мы об этом заговорили — очевидно, у вас был опыт максимальной, советской несвободы. Исходя из этого — насколько Прага свободный город?

— На сегодня Прага все больше и больше обуржуазивается, становится аттракционом для туристов. Уже и игра на улице на музыкальных инструментах приравнена к попрошайничеству и карается штрафом. Но было время, когда на улицах сидели группки молодежи и людей постарше, подозрительный дымок взлетал к ночному небу, на Карловом мосту бразилец Айс пел чужие песни, полиция усиленно глядела в противоположную сторону, сквотов было, конечно, не как в Берлине, но достаточно... И все равно Прага остается свободным городом, особенно по сравнению с более восточными местностями. Полиция вмешивается лишь в случаях явного нарушения принятого правопорядка или при проведении плановых акций. При этом ночью через центр города можно пройти без опасности для жизни и здоровья. Свобода также в том, что каждый занят своим делом и никого не интересует (или, по крайней мере, все держат свое мнение на сей счет при себе), кто ты, как выглядишь и что делаешь, если это, конечно, не мешает кому-либо, в том числе и закону.

— При таком уровне толерантности — что удивляет в этом городе до сих пор?

— То, что власти сделали, увы, все, чтобы задавить, пригладить, прикладбищить, что ли, Прагу, сразу после революции восемьдесят девятого имевшую все шансы стать вторым Амстердамом, вторым Копенгагеном, вторым Берлином в самом лучшем смысле слова. Но захотелось оригинальности, не пожелали становиться «вторыми». Так что, если не брать во внимание архитектуру, то стала Прага обычным провинциальным, слегка заспанным городком, провинцией Европы, с улицами, которые еще не вымирают, как в Германии (за исключением Берлина), после восьми вечера, но дело к тому идет.

— Но все же в этой провинции у вас есть свои излюбленные маршруты?

— Параллельная туристическому маршруту трасса — через дворы, закутки, вроде бы на первый взгляд непроходимые, тупиковые улочки. Из окон доносятся звуки и голоса; вокруг сплошные жанровые зарисовки и картинки города...

— Каковы наиболее характерные черты пражского ландшафта?

— Посередине города возвышается заросшая густой зеленью гора Петерщин, где за очень и очень долгое время никого не убили, не изнасиловали и вроде бы даже и не ограбили... Хотя кустов и деревьев здесь, как в лесу. Пражане вообще не помнят чего-либо страшного, связанного с этой горой.

— А что за люди пражане? Можете ли описать такой обобщенный городской тип?

— А нет такого. Потому что типичный пражанин двадцати— тридцати лет — это наполовину андеграундно выглядящий человек, с косичками-дредами или бритой башкой, с серьгами и пирсингом, в ориентальной одежде в неожиданных комбинациях, с обязательной «травкой» в кармане вечером спешащий в любимый клуб... И одновременно этот же молодой человек в костюме, начищенных туфлях и модном галстуке торопится в школу классического танца, которую здесь посещают почти стопроцентно; и этот же молодой человек рано утром в спортивной куртке, джинсах и кроссовках идет на работу. Если же брать граждан постарше, то пенсионер, вернувшийся из эмиграции после двадцатиоднолетнего пребывания на чужбине, и пенсионер, охранявший диссидентов в местных лагерях, — ну что может быть между ними общего? И все же портрет типичного пражанина, по-местному «пражака», конечно, можно нарисовать. Чаще всего это веселый брюзга, ругающий все и вся, жалующийся на тяготы жизни и экономики и достраивающий дочери дом. Читающий бульварную газету, экономические новости и интеллектуальный еженедельник в вагоне метро советского производства, спешащий после работы в «собственную» пивную за своими тремя-четырьмя пивами, разговорами с друзьями и партией в картишки... Парень, дарящий любимой не веник- охапку, а один цветок... И так далее и тому подобное.

— Благодаря произведениям знаменитых пражан — Франца Кафки, Густава Майринка — в мировой культуре закрепился определенный образ Праги как сумеречного, странного города. Насколько он соответствует реальности?

— Сумрачная Прага с узкими улочками и мелькнувшим за углом силуэтом в черном, может быть, и существовала в девятнадцатом веке, но сейчас образ города сформирован произведением Гашека о бравом солдате Швейке... И хозяина пивной Поливца здесь очень легко встретить на улицах. А сумеречность можно еще найти, но для этого надо сильно постараться. — Уж коль скоро мы затронули такую тему — есть ли в Праге особые, мистические места — не обязательно общепризнанные, а те, которые вы считаете таковыми?

— Одно место очень известно туристам. Если встать под часами-курантами на Староместской площади, а потом пойти влево или вправо за угол башни, все равно уткнешься в реку Влтаву. Многие туристы, даже имеющие на руках карту, только в последние дни понимают — река просто делает излучину... Но если серьезно, то, конечно, есть и странные, мистические места. До наводнения 2002 года таким был сквер Кампа. Там среди волосатой молодежи терялись дети, у Стены Джона Леннона можно было встретить одинокую фигуру, играющую на флейте, а на остановке трамвая Малостранская — старика, выглядевшего точь-в- точь как последний австрийский император Франц Иосиф... Но про самое мистическое и заколдованное место я вам не скажу. Приезжайте и сами находите свое. В моем месте творятся медленные чудеса со временем...

— И все-таки, случалось ли вам там оказываться в «кафкианских» ситуациях?

— Да сколько угодно! Сижу с приятелем возле железнодорожного вокзала, невдалеке один турист говорит другому по-русски, показывая на нас: «Сейчас у панков спрошу». Подходит и пытается построить фразу на ломаном английском. Я в ответ на его родном: «Мы не панки, мы хиппи». Тут-то турист и исчез. Одно время мы с женою часто, два-три раза в неделю, любили ходить в лесок мимо одного брошенного дома неподалеку от нашего микрорайона. И однажды, проходя мимо домика, обратили внимание на полное его отсутствие. Хотя еще два, ну три, от силы пять дней назад он стоял!.. И его не просто нет, а даже никакого следа — ни куч строительного мусора, ничего другого. Просто домик отправился неизвестно куда...

— Что же, в таком случае главная тайна Праги — та тайна, которую вы еще и не разгадали?

— Если рано-рано утром, часа этак в четыре, спуститься по мощеной булыжником улице Нерудовой от Кремля мимо старых, пятнадцатого века, домов, обогнуть храм святого Николая и выйти на Карлов мост, будет туман. И не будет людей... Вне зависимости от погоды и времени года — легкий туман и ни одной живой души... Через некоторое время обязательно кто-нибудь появится еще, но в первый момент — никого. Может, это и не туман?..

— А что? — Кто его знает...

— С чем бы вы сравнили этот город?

— Больше всего подходит сравнение со съемочной площадкой. Кстати, в Праге очень часто снимают фильмы, и на улицах можно увидеть много разного и интересного... Да, со съемочной площадкой, но в самом лучшем смысле слова. Старинные здания, персонажи, раздающие рекламу туристам в моцартовских камзолах и париках, африканец-швейцар в цилиндре, ковбои и тремпы — охотники с Дикого Запада — здесь это модно; пестрота лиц, звуков, речи... Кажется, что сейчас раздастся громогласное «Стоп! Съемка окончена, все могут быть свободны!» — и люди разойдутся, рабочие начнут скручивать задники и разбирать декорации. Особенно это ощущение сильно в синих сумерках — крыши и дома кажутся плоскими, одномерными, полностью отсутствует объем... Часто, проходя в быстром темпе через центр, ловлю себя на нереальности происходящего вокруг, на какой-то ненастоящести, что ли... Выдуманный пьяным сценаристом красивый город...

— Ну и какую реплику вы хотели бы подать в этом фильме? И что бы вам ответили?

— А я говорю, и довольно часто. Вылезу на Петерщин, посмотрю на море красных крыш и скалы торчащих башен, и говорю: «Ну и красотища!!!». А в ответ загадочное и многозначное молчание...

12. Видеоролик.
На чешском языке. 233 Мб.






назад  

       

Hosted by uCoz